КАТАЛОГ
Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

Специальная оценка условий труда проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет.

Законодательство РФ допускает проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах поэтапно. 
Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда.

Специальная оценка условий труда таких рабочих мест должна быть осуществлена в первоочередном порядке без разделения на этапы. 

Специальную оценку условий труда должны проводить все организации, а также индивидуальные предприниматели, у которых трудятся работники.
Не обязаны проводить специальную оценку условий труда только работодатели ‒ физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

Специальная оценка условий труда проводится на рабочих местах всех сотрудников.
Исключение составляют рабочие места: 

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, которые трудятся у работодателей ‒ физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Работодатель обязан проводить внеплановую специальную оценку условий труда.

Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями;
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда. 

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится в срок от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения.

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем должна быть образована комиссия по проведению специальной оценки условий труда. 

Число членов комиссии должно быть нечетным.

В состав комиссии включаются представители работодателя, включая специалиста по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

При проведении специальной оценки у работодателя, относящегося к субъектам малого предпринимательства, в комиссию включаются работодатель ‒ индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Конкретное количество членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда определяется с учетом штатного расписания работодателя. 
Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.
Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Комиссией должен быть утвержден перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест. 

Комиссией должен быть составлен график проведения специальной оценки условий труда

График утверждается соответствующим приказом руководителя организации.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией на основании гражданско-правового договора. 

В связи с проведением специальной оценки условий труда работник вправе:

  • присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Специальная оценка условий труда направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника.

Вредными и опасными условиями труда в силу ст. 209 ТК РФ признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на работника может привести к заболеванию или травме.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса:

  • оптимальные, 
  • допустимые, 
  • вредные,
  • опасные.

Если по итогам специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны вредными и (или) опасными, работодатель обязан, в частности:

1) предоставлять работникам гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ, например: 

  • сократить продолжительность рабочего времени, если условия труда признаны вредными (3-я, 4-я степень) или опасными; 
  • повысить размер оплаты труда; 
  • предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, если условия труда отнесены к вредным 2-4-й степени или опасным (не менее 7 дней);

2) обеспечивать работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
3) предоставлять работникам молоко или другие равноценные пищевые продукты;
4) проводить мероприятия по улучшению условий труда работников, например: 

  • привести уровень естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях;
  • снизить уровень загазованности, запыленности воздуха.

Результаты специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета. 

Отчет составляется организацией, проводившей специальную оценку условий труда. 

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. 

Если член комиссии по проведению специальной оценки не согласен с ее результатами, он вправе в письменной форме изложить мотивированное особое мнение. Данный документ прилагается к отчету.  

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха. 

Государственная экспертиза проводится на основании заявления установленной формы.

Государственная экспертиза оценки качества проведения специальной оценки условий труда осуществляется за счет средств заявителя.

Реквизиты для оплаты экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда.

Порядок проведения (при необходимости) и оплаты измерений производственных факторов установлены разделом VI приказа Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

С 01 января 2020 года результаты специальной оценки условий труда необходимо применять по новым правилам Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Работодателям следует обратить внимание на то, что согласно указанным изменениям результаты специальной оценки условий труда можно будет применять только со дня внесения сведений о проведенной СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки, администратором которой является Министерство труда России http://akot.rosmintrud.ru/sout/Statistics/varorganization

Обязанность по передаче в информационную систему учета данных о СОУТ работодателя (в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета) возложена на организацию, проводящую спецоценку, при этом она теперь обязана уведомлять об этом работодателя.

Декларация соответствия условий труда также начнет действовать только после внесения информации о спецоценке в информационную систему учета.

Новой редакцией Закона для работодателя установлен срок, в течение которого отчет о СОУТ должен быть утвержден и подписан всеми членами комиссии – 30 календарных дней со дня его направления специализированной организацией, проводящей спецоценку, работодателю.