КАТАЛОГ
с.Новиково

Новиково (яп. Яман)

В первом десятилетии ХХ века постоянных селений на западном побережье Тонино-Анивского полуострова не было, существовали только сезонные рыбалки. В устье реки Чиркова (Ko-yaman-kawa), что в полтора километра севернее Новиково существовал морской промысел под названием Томари. В первой половине второго десятилетия на удобной широкой полосе побережья от мыса Новик (яп. Furen-misaki), до ручья Аргунь (яп. Toriinosawa) началась активная застройка нового большого селения. Оно получило название Яман (яп. Yaman) было заложено в устье р. Новиковка (яп. Yaman-gawa), по всей видимости, в 1913–1914 году. Позже, к югу от Ямана, в черте береговых обрывов был возведен единственный на западном побережье полуострова бетонный порт-ковш в местечке Торииносава (яп. Toriinosawa), а на юг, в сторону селения Сато (яп. Sattō) была пробита дорога. Сейчас эта дорога разбита, но по ней все еще стоят японские бетонные мосты, а на мысе Три камня сохранились элементы берегозащиты — бетонные подпорные стенки. Селение являлось центром волости Сиретоко, уезда Нагахама и развивался за счет рыболовства, сельского хозяйства и угольной отрасли. К востоку от поселка были обнаружены месторождения угля, где в 1931 году на копях Мита (яп. Mita) и началась их разработка. До копей была проложена железная дорога, протяженностью около 10 км, и ходил небольшой «пригородный» поезд, сойдя с которого на последней станции можно было по проселочной дороге, за час, добраться до селений на восточном побережье и оз. Птичье (яп. Minabetsu-ko).
После возвращения южного Сахалина в состав СССР, селение Яман было переименовано в Новиково. Река, мыс к северу от поселка и высота с отметкой 473,2 м. к северо-востоку, так же получили гордое имя крейсера 2-го ранга «Новик». Всесоюзную известность Новиково получило в начале 60-х годов, когда в новиковском угле был найден германий.


Новиковский карьер германиеносных углей. Карьерные озера

Находится в 10 км к востоку от п. Новиково и приурочено к юго-западной части Новиковской межгорной депрессии. Угленосность связана с отложениями верхнедуйской свиты неогенового возраста (15–16 млн. лет). Месторождение углей шахтным способом начали разрабатывать японцы в 1931 году. От былой инфраструктуры созданной японцами остались развалины электростанции, да местами насыпь железной дороги, идущей на угольные шахты. Промышленная добыча бурого угля была прекращена до 1945 года. Как германиеносную руду уголь и аргиллиты добывали карьерным способом с 1966 по 1999 г. Новиковское месторождение обеспечивало до 80% объема добычи германия в СССР, всего за этот период было добыто около 950 т. германия. В настоящее время добыча прекращена, а на месте карьеров возникли озера. Некоторые из них имеют необычный бирюзовый цвет и покрываются льдом позже, чем остальные. Процессы реанимации в этих экосистемах идут достаточно слабо, в связи с тем, что многие территории были лишены почвенного покрова, однако локально восстановление растительного покрова продолжается, и эти места становятся привлекательны ландшафтным сочетанием гористого рельефа с высокими скалистыми останцами и искусственных озер. Всего в этом районе насчитывается 14 мелких и 6 крупных озер. Самым эффектным является озеро Бирюзовое.

Новиковский карьер германиеносных углей. Карьерные озера..png


Мыс Евстафия

В 1770 году линкор  «Евстафий», названный так в честь великомученика  Евстафия  Плакиды,  был флагманом русской эскадры.  Во время Чесменского сражения с турецкой эскадрой он сумел взять на абордаж турецкий головной корабль «Реал Мустафа» и в жестоком и кровопролитном рукопашном бою русские моряки сумели овладеть этим кораблём. Но во время боя грот-мачта турецкого флагмана упала на палубу русского линкора. Вспыхнул огонь, который за считанные минуты добрался до порохового погреба и оба корабля взлетели на воздух. В результате  гибели «Реала Мустафы» турецкая  армия была деморализована и  быстро разгромлена. В память о подвиге линкора «Евстафий»  и русских отважных моряках наш легендарный кругосветный мореплаватель И.Ф. Крузенштерн  в 1805 году присвоил это гордое название  сахалинскому мысу.

Высота мыса Евстафия — 51,3 м, протяженность мыса с юго-запада на северо-запад до перегиба перемычки — 340 м, с юго-запада на северо-восток — 260 м, включая обсыхающую бенчевую часть — 410 м. Мыс соединяется с островной сушей песчаной перемычкой типа томболо. Томболо называют песчаную пересыпь соединяющую остров с материком, которая возникает в результате ослабления энергии волнового поля, которое перемещает береговые наносы.

На самом мысе Вашему взгляду откроется потрясающая панорама местных творений природы. Забравшись на небольшую гору, Вам покажется, что Вы смотрите на остров со стороны. Вокруг – кристально чистая вода, свежий морской воздух и каменный ландшафт. Это удивительное место для всех запомнится, как дикое убежище тишины и красоты.

Мыс Евстафия и его окрестности имеют богатый растительный и животный мир. На скалах мыса Евстафия небольшой птичий базар. Здесь кроме чаек небольшая колония уссурийского баклана. Наветренные склоны, обращенные к морю в начале лета покрываются разнотравьем и цветами, среди которых царствует венерин башмачок. В долине реки Евстафьевки, по дороге на перевал справа на крутых и очень крутых склонах хребта примечательны огромные вековые ели и пихты.

Изюминка этого маршрута – сбор морских ежей. Во время отлива каждый желающий сможет попробовать себя роли добытчика  сахалинского деликатеса. Икра морского ежа считается оздоровительной.

Мыс Евстафия.png


Мыс Три Камня

Находится в 5,53 км к югу от устья р. Новиковки. Зона главного разлома идущего по Новиковской депрессии и выходящая на западное побережье полуострова. Скалистый мыс с высотой до 85 м, сложенный породами позднего мела — туфоалевралитами, туфопесчаниками туфами и песчаниками, возрастом около 90 млн. лет. Мыс — одно из мест представлявших трудность в строительстве дороги по западному побережью, которую буквально «вписали» в рельеф скального побережья. Перед самим мысом находится небольшая бухточка и скалистый гребень сопки, который убирать полностью не стали, так как он представлял естественную защиту от моря, а прошли его убрав центральную часть.

Мыс Три Камня.jpg


Школьный павильон на территории с. Новиково

Школьный павильон на территории с. Новиково.png


Тоннель в скале на р. Островка

В устье реки Островки, у самой кромки воды стоит отвесная скала, вдающаяся в море, так называемый «прижимник». Не перейти его никак, только по воде обходить. А когда-то в этом месте кипела жизнь. В Новиковском угольном разрезе хозяйничавшие здесь японцы добывали уголь и на вагонетках переправляли его на расположенный в устье Островки  причал. Затем грузили его на лодки и вывозили в Японию. А скала преграждала путь. Поэтому и решили японцы прорубить в скале тоннель для вагонеток. Много лет прошло с тех пор. Нет уже здесь ни японцев, ни вагонеток, да и карьер уже давно закрыт. А тоннель в скале так и остался стоять молчаливым напоминанием о былом.

 

Южная застава

п. Сатто времен Карафуто состоял из восьми бетонных зданий в которых располагались служащие и обслуживающий персонал маяка Анива. Здания сохранились и до наших дней. Иногда в них располагаются рыбаки с рыбных станов. Рядом с японскими постройками в советский период Южного Сахалина была построена пограничная застава Южная (воинская часть №2067). Военнослужащие проживали в японских постройках Сатто. На сегодняшний день застава не действует, остались лишь пустующие постройки. На территории п. Сатто располагался храм Эбису с тори из костей кита.

В синтоистской мифологии существует понятие бакэ-кудзира (англ. Bake-kujira) - призрачный силуэт кита. В честь этого животного в Японии строили целые храмы (кудзира-дзиндзя), а так называемые кудзира-тории, врата из костей кита, устанавливали перед входом в святилище. На территории России известно о двух примерах - на Шикотане и в деревне Сатто.

С верованиями в бога-кита связаны и другие два понятия - Хётякусин (Бог, выброшенный на берег) и Ёриками Синко (Религия сошедшего бога), последнее из них подразумевает обожествление млекопитающих, по непонятным причинам «выбрасывавшихся» на берег. В разных частях Японии можно встретить китовые курганы (яп. 鯨塚) и китовые могилы (яп. 鯨墓) (не всегда они были объектом религиозного поклонения), один из самых известных курганов находится в городе Сейё, а всего их на территории японских островов около сотни. Во многих регионах Японии киты ассоциируются с богом Эбису.


Руины японской электростанции

Построена японцами в 1934 году для обслуживания карьера и шахты (с 1934года) по добыче угля и редкоземельных металлов, разработка которых началась в 1931 году. Обслуживала портовые сооружения и железную дорогу, протяженностью 10 км до портового ковша. Заброшена, руинирована, сохранилось часть стен и перекрытий, дымоходная труба. Внутри помещений проросли деревья.

Адрес: н/п Новиково, по грунтовой дороге в сторону заброшенных угольных карьеров на юго-восток.

Руины японской электростанции.png


Ветрогенераторные установки

Две ветрогенераторные установки суммарной мощностью 450 Квт. Это первые установки подобного типа установленные на Сахалине в 2015 году. Две мачты высотой 33 метра. Работать начали в 2016-м. Синхронизированы с местной дизельной электростанцией. Их работа позволит экономить ежегодно больше 220 тонн дизельного топлива.

Ветрогенераторные установки.jpg


Гора Крузенштерна

670м над уровнем моря. Приведены координаты вершины. Дорога доступна всем видам транспорта. Но необходимо учитывать, что старая японская дорога во время дождей доступна только внедорожникам из-за глубокой колеи. А по береговой линии, вдоль уреза воды, встречаются зыбучие пески. Которые требуют особой подготовки и определенного экстримного стиля вождения. Возможен радиальный выезд на вершину горы Крузенштерна с отличными видовыми панорамами на запад, восток и юг. Высота 670м над уровнем моря, видимость до 40км. При наличии 4ВД и отсутствии дождей, но лучше внедорожник. Стартовать можно с побережья перед речкой Славянка по бывшей танковой трассе с глубокой колеей. Или ехать по морю до скалы Баклан (но там есть прижим и необходима карта приливов и отливов) и дальше двигаться в сторону вершины, по такой же колее.


Памятник крейсеру «Новик»

Памятник крейсеру «Новик», в честь которого было названо село. Установлен в 1965 году, автор неизвестен. Скромный обелиск, напоминающий о героическом прошлом экипажа «Новик» на российской земле в начале прошлого века. Он принимал участие в обороне Порт-Артура. В заливе Анива в районе Корсакова самый быстроходный российский бронепалубный крейсер 2-го ранга принял неравный бой с крейсером «Цусима», который поддерживала японская эскадра. После полученных пробоин ниже и выше ватерлинии крейсеру удалось добраться до входа в порт (нынешний Корсаков). Чтобы боевой корабль не достался врагу, команда приняла решение снять вооружение для обороны города. На следующее утро он был атакован крейсером «Читосе». 20 августа 1904 года в 23:30 команда открыла кингстоны, крейсер лег на грунт, преградив вход в порт для вражеских кораблей. В конце 1906 года японцы подняли крейсер. После ремонта он был включен в состав японского флота под названием «Судзуя» и пробыл в строю до 1913 года.

Указом президиума ВС РСФСР от 15 октября 1945 г. бывшее поселение Ояманбецу было названо селом Новиково. Через 20 лет в 1965 г. село Новиково стало рабочим посёлком. По инициативе  главы местной администрации Е.А. Мухина и краеведов-старшеклассников в 1991 году был открыт памятник крейсеру «Новик». Надписи н четырех стелах, расположенных на гранях памятника, рассказывают о подвиге крейсера и присвоении его имени поселку.

Памятник крейсеру «Новик».jpg


Скала мыса Мраморный

Мыс Мраморный расположен на западном побережье Тонино-Анивского полуострова. На юг от с. Новиково, за брошенной заставой Южная расположен уникальный памятник природы - скала мыса Мраморный (образование из мрамора с вкраплением кварциотов, адзнезитов, опалов, халцедонов и прочих полудрагоценных камней. ) Дорога доступна всем видам транспорта. Но необходимо учитывать, что старая японская дорога во время дождей доступна только внедорожникам из-за глубокой колеи. А по береговой линии, вдоль уреза воды , встречаются зыбучие пески. Которые требуют особой подготовки и определенного экстремального стиля вождения.

 

Озера Птичье, Баргузинское и Лебяжье

Первые два озера лагунные, через протоки соединены с морем. Лебяжье закрытое озеро и с космоса больше похоже на черепаху. В обилии ихтиофауна, красивые пейзажи с верхних точек, шикарные места для массового отдыха. Добираться до двух последних можно по песчаному побережью. В сухое время года доступны на всех видах транспорта. В период бездорожья лучше полноценный внедорожник.

Адрес: н/п Новиково, дальше по проселочной дороге на восток через угольные карьеры

 

Маяк Нака-Сиретоко-мисаки на мысе Анива

Мая́к Ани́ва — заброшенный маяк на мысе Анива острова Сахалин, на скале Сивучья. Высота башни составляет 31 метр, высота света — 40 метров над уровнем моря.

Маяк Анива был установлен в 1939 году на небольшой скале Сивучья, возле труднодоступного скалистого мыса Анива. Этот район изобилует течениями, частыми туманами, подводными каменистыми банками. Японское название мыса — Накасирэтоко (яп. 中知床岬) — дало первоначальное название и маяку; позже он был переименован в маяк Анива.

Автором проекта был инженер Синобу Миура (яп. 三浦忍), выпускник технического колледжа префектуры Канагава; стоимость постройки составила 600 000 иен и заняла чуть больше двух лет: с июня 1937 по октябрь 1939[1]. Маяк принадлежал к третьему классу: длина фокуса его линзы составляла 500 мм, диаметр — 1000 мм; имелся туманный горн.

Маяк представляет собой круглую бетонную башню с небольшой боковой пристройкой, вписанной в овальное основание. Башня имеет 9 этажей. На цокольном этаже располагались дизельная и аккумуляторная. Первый этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, второй — радиорубка, аппаратная и вахтенная. В третьем, четвёртом и пятом этажах башни были жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек. В центральной части башни проходила труба, внутри которой был подвешен маятник — гиря весом 270 килограммов, — заводимый каждые три часа для движения оптической системы. Дальность действия маяка составляла 17,5 мили. В 1968 году третий этаж был укреплён бетонными блоками.

С 1990 года постоянных работников на маяке больше нет, он был переоборудован в атомный на РИТЭГах и работал автономно до 2006 года. Тогда изотопные установки были сняты, а маяк был заброшен и разграблен мародёрами.

Президенту «Русского географического общества» Сергею Шойгу была направлена петиция, требовавшая защитить Аниву как исторический памятник. По официальным заявлениям реконструкция маяка должна была начаться в 2015-м году, но по состоянию маяка на 2019 год работы так и не были начаты.

Маяк постепенно разрушается под действием воды и ветра


Порт-ковш Новиково

Порт-ковш Новиково.jpg


Мараловая ферма 

С декабря 2016 года в с. Новиково была создана мараловая ферма (в ее рамках на остров завезли 90 особей из Алтая). Животных посели в загоне размером в 50 гектаров.